24.09.2021
Целевые ориентиры, сформулированные в ФГОС дошкольного
образования
Содержание обязательной части
Целевые ориентиры
дошкольного образования представляют
собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений
ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Специфика дошкольного детства обусловливают необходимость
определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых
ориентиров.
Целевые ориентиры не
подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики
(мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с
реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки
соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и
подготовки детей. Освоение Программы не
сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации
воспитанников.
Настоящие требования
являются ориентирами для:
а) решения задач
формирования Программы; анализа профессиональной деятельности;
взаимодействия с семьями воспитанников;
б) изучения характеристик
образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;
в) информирования родителей (законных представителей) и общественности
относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного
пространства Российской Федерации.
Целевые ориентиры не
могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач,
включая:
ü аттестацию
педагогических кадров;
ü оценку качества
образования;
ü оценку как итогового,
так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в
том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на
наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);
ü оценку выполнения
муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели
качества выполнения задания;
ü распределение
стимулирующего фонда оплаты труда работников ДОУ.
Целевые ориентиры
программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего
образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие
целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста
предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного
образования.
К целевым ориентирам
дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные
характеристики возможных достижений ребенка:
ü Целевые ориентиры
образования в младенческом и раннем
возрасте;
ü Целевые ориентиры на
этапе завершения дошкольного
образования.
1.2.2. Целевые ориентиры
образования в младенческом и раннем
возрасте:
ü ребенок интересуется
окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в
действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в
достижении результата своих действий;
ü использует
специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение
бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими.
Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять
самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
ü владеет активной речью, включенной
в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых;
знает названия окружающих предметов и игрушек;
ü стремится к общению со
взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в
которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
ü проявляет интерес к
сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
ü проявляет интерес к
стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под
музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и
искусства;
ü у ребенка развита
крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье,
перешагивание и пр.).
1.2.3. Целевые
ориентиры на этапе завершения
дошкольного образования:
ü ребенок овладевает
основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и
самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении,
познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен
выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ü ребенок обладает
установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям
и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно
взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать
неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том
числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ü ребенок обладает
развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и
прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает
условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным
нормам;
ü ребенок достаточно
хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может
использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения
речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у
ребенка складываются предпосылки грамотности;
ü у ребенка развита крупная
и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может
контролировать свои движения и управлять ими;
ü ребенок способен к
волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в
разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками,
может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ü ребенок проявляет
любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется
причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения
явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором
он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными
представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и
т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания
и умения в различных видах деятельности.
Содержание части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Целевые ориентиры на этапе завершения
дошкольного образования:
ü ребенок
проявляет интерес к национальному разнообразию людей своей страны и мира,
стремление к знакомству с их культурой.
ü у
дошкольника развита любовь к родной земле, уважение к традициям Кубани, её
культуре и людям труда;
ü ребенок уважительно относится к людям,
знаком с примерами жизни и деятельности интересных земляков, служащих
достойным примером подрастающему поколению;
ü у
ребенка развит познавательный интерес к народному творчеству Кубани, к родной
природе, к окружающему миру;
ü у детей сформирован интерес к образцам кубанского декоративно –
прикладного искусства и местным художественным промыслам;
ü ребенок положительно
относится к тем местам, где он
родился и живет: к родному дому (семье), улице, станице, краю;
ü ребенок бережно относится к природе и ко всему живому;
ü ребенок толерантно относится к людям разных национальностей
ü у
ребенка развито чувство гордости за достижения родного края, села;
ü у детей сформированы первичные
представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов
окружающего мира;
ü у детей развиты восприятие,
мышление, память, наблюдательность, способность анализировать,
экспериментировать.